Куда бегут россияне?

Сергей Кабалов, устроивший скандал в самолете, отправляясь на отдых в Хургаду, вряд ли планировал, что египетские пляжи станут его убежищем, где он будет скрываться от следствия. 30-дневную визу можно продлить, поставив штамп в полиции. И даже присутствие имени дебошира в базе Интерпола не гарантирует, что туриста вернут на родину.

Президент фонда "Антимафия" Евгений Мысловский объясняет нам, почему так происходит: "Эту бумагу по линии Интерпола распространяют по всем странам. В тех странах местная полиция начинает искать. А если люди ведут себя тихо и спокойно, они ни у кого не вызывают никаких подозрений, никому ничем не досаждают, то их, как правило, и не замечают. Полицейский режим там очень мягкий. Если ты не высовываешься, ты никого там не интересуешь".


Тихую жизнь неподалеку от пляжа выбрали для себя очень многие фигуранты уголовных дел. Это явно комфортнее, чем тюремные нары. Конечно, идеальные варианты - Европа, Испания, Греция. Но там могут возникнуть визовые сложности, кроме того, трудно найти работу или начать свой бизнес. Поэтому для тех, кто остался без "шенгена" альтернативой становится, к примеру, Таиланд, рассказывает криминальный репортер Сергей Канев: "В Таиланде, по-моему, сейчас скрывается бывший начальник по борьбе с терроризмом ФСБ Волгоградской области Петр Самарский. Он два раза совершал побег из-под стражи. У него там даже бизнес есть какой-то - что-то с яхтами, с подводным рыболовством". Бывший чекист Петр Самарский уже второй раз уходит от следствия и, если верить Сергею Каневу, успел подготовить себе место, где можно укрыться от следователей. Теоретически тайская виза, как и многие другие, выдается на 30 дней, но продлить ее легко. Достаточно выехать, к примеру, в Камбоджу и тут же вернуться - и в паспорте снова появляется 30-дневая виза.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе уверяет нас, что постоянно так делать нельзя, но какое-то время протянуть можно: "До бесконечности это невозможно, но 1-2 раза такой вариант может сработать. Через какое-то время, безусловно, это заинтересует и таможенников, и пограничников. Начнут задавать вопросы и либо просто не пустят, либо потребуют, чтобы он оформил визу". Учитывая довольно либеральное отношение к иностранцам в туристических странах, власти часто закрывают глаза на проблемы с документами. Полиция, как правило, не хочет отягощать себя лишним заботами. Если человек не нарушает местных законов, его не трогают. Журналист Сергей Канев вступил в переписку с таким криминальным эмигрантом: "Например, я сейчас переписываюсь с двумя фигурантами громких уголовных дел, которые находятся в федеральном розыске. Один сидит в Эмиратах, а один - в Швейцарии. Что касается того, который в Эмиратах, он чувствует себя достаточно свободно. Я к нему туда летал. Куча банковских карточек, автомобили. Все его там знают, все отдают ему честь. Поэтому, я думаю, он там может находиться довольно долго".

Арабские Эмираты или Европу, тем более Великобританию могут позволить себе лишь состоятельные беглецы. Хотя понятие состоятельности за рубежом не такое уж и серьезное, по российским меркам. Относительно легальный статус можно получить за небольшие деньги. А учитывая, какие суммы в России время от времени крадут, бегство к морю для разного рода аферистов - сущий пустяк, говорит президент фонда "Антимафия" Евгений Мысловский: "Тот же самый Таиланд, Индонезия. Если у тебя есть деньги в размере порядка 300-500 тысяч долларов, ты можешь жить там совершенно безбедно. Ты покупаешь там виллу или квартиру за 25 тысяч долларов. Если надо, можешь аккредитовать там фирму, допустим, как это делают в Чехии. И живи тихо, спокойно. И никого не волнует, что у тебя фирма делает, как она делает".

Люди бегут и с меньшими суммами. На днях в Магнитогорске прокуратура утвердила обвинительное заключение против риэлтора, который получил задаток от клиента в размере 390 тысяч рублей и бежал в Доминикану, где жил полгода, пока не кончились деньги. Потом, правда, пришлось возвращаться. Бегство явно было непродуманным. Обычно беглецы заранее готовят пути к отступлению. К примеру, известный бизнесмен Сергей Полонский, как многие считают, предвидел, что у него могут возникнуть проблемы с законом, когда он рассорился с партнерами, потому и перебрался в Камбоджу. Правда, не рассчитал: проблемы с законом у него возникли теперь уже в самой Камбодже.

Которую неделю Сергей Полонский сидит в тюрьме, а в интервью нашим коллегам с телеканала "Россия-1" жалуется на тюремное начальство: "Директор тюрьмы устроил здесь обезьянник. Эта тюрьма - его собственный бизнес. Мне мои товарищи привезли сюда матрас. Начальник тюрьмы наглым образом стащил мой матрас. Понимаете? Я сижу здесь и вообще не понимаю, что происходит. Такое ощущение, что это просто какое-то сумасшествие".

Эмиграция к солнцу далеко не для всех складывается удачно. В Новосибирске директор одного из крупных госпредприятий Сергей Кибирев, уличенный в мошенничестве с квартирами и землей, решил выехать в Таиланд, но через некоторое время умер в местной клинике. Тайские врачи оказались бессильны перед сахарным диабетом.

Подобный драматический исход для беглеца - скорее исключение. Большая часть граждан, которые сейчас присутствуют на сайте Интерпола с пометкой "розыск", весьма вольготно ощущает себя на зарубежных курортах. Впрочем, следователи оптимистично заявляют, что все это - вопрос времени. Рано или поздно они объявятся, и тогда придется отвечать по закону. - сообщают "Вести ФМ" на странице http://www.radiovesti.ru/articles/2013-02-21/fm/82974