Фуникулёр у Потёмкинской лестницы запустят 29-го марта

Алексей Костусев поручил Дмитрию Полунину, директору «Горэлектротранса», возобновить работу фуникулёра с 29 марта.

Также мэр предложил открыть в вестибюле подъёмника филиал информационного туристического центра — там туристам будут бесплатно раздавать карты города и материалы об истории Одессы.

Плата за проезд на фуникулёре останется прежней — 2 гривны.

Немного истории (по Википедии):

Гигантская, ныне Потёмкинская лестница, открытая в 1841 году, сначала была скорее частью архитектурного ансамбля, чем использовалась по прямому назначению. Портовый рабочий люд шёл в порт на работу, в основном, со стороны Пересыпи или по спускам Военному (сейчас Жанны Лябурб), Левашовскому (затем Вакуленчука) позже Деволановскому, Польскому (Кангуна).

Со временем количество людей, желавших попасть в Одесский порт и на Приморскую улицу из центра города, возросло.



Фуникулёр у Потёмкинской лестницыЭтому способствовало открытие железнодорожного сообщения из порта на Куяльницкий лиман, куда, как вспоминал в книге «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, «шёл поезд, ведомый маленьким паровозом, который назывался паровиком. Маленький, бойко свистящий паровозик, пять-шесть зелёных вагонов…» К тому же на Приморской улице вблизи порта открылось множество «заведений тёплых морских ванн», упомянутых в «Записных книжках» Ильи Ильфа: «Когда все в Одессе разрушится, морские ванны по-прежнему будут сиять и переливаться светом. Одесситы любят морские ванны». (Ошиблись, а жаль)

Фуникулёр у Потёмкинской лестницыВ 1880 году, учитывая конъюнктуру, была предпринята попытка создать концессию для устройства рельсового подъёмного пути с пристани на бульвар, потерпевшая фиаско.
Идея эта заработала в 1895 году, когда молодой инженер Н. К. Пятницкий, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, сын директора Второй одесской гимназии[1], подал в городскую Управу прошение о «предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъёмного пути с Приморской улицы на бульвар»
В 1900—1902 годах спланировали склон под трассу будущего фуникулёра, уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, а рядом небольшую электростанцию, собрали и закрепили на тросах два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый, установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги. Работы были выполнены под руководством инженера В. Я. Раковского.
Торжественное открытие подъёмной дороги состоялось 8 июня 1902 года.
На следующий день она приняла первых пассажиров, причём, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много».
Название «фуникулёр», происходящее от латинского «фуникулис» (качели), прижилось много позднее.
«Фуникулёр. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймёт, о чём идёт речь» — писал Леонид Утёсов в книге «Спасибо, сердце», — его называют «подъёмная машина». Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело».
Весь материал - здесь