Шанхай – это не Китай

В Шанхай едут туристы со всего мира увидеть воплотившуюся современность и почувствовать биение жизни XXI века.

Шанхай – это китайский город, и в нем столько же удивительного и диковинного, как и в остальном Китае. Однако мы не будем пытаться уложить Поднебесную в прокрустово ложе интернет-статьи. Лучше расскажем о том Шанхае, который совсем не похож на Китай.

Любой китаец скажет, что Шанхай – это не Китай. Современный мегаполис на краю Азии начали создавать европейцы еще в 19 веке, установив здесь полуколониальное господство. Филиалы всемирных банков, крупнейшие финансовые корпорации и торговые предприятия начали открывать здесь свои представительства еще тогда.
Процесс продолжился, когда в начале 90-х власти Китая объявили часть Шанхая свободной экономической зоной и снизили налоговое бремя для всего города в целом.


В итоге на месте складов речного порта и трущоб вырос деловой район – Пудун – сосредоточие штаб-квартир международных компаний и произведений современной архитектуры. Здесь находится один из самых высоких небоскребов мира - Шанхайский всемирный финансовый центр, в народе прозванный «открывашкой». В здании расположена высочайшая смотровая площадка – смелые туристы могут любоваться Шанхаем на высоте 472 метра над землёй.

Однако последние годы в мировой гонке высоток «открывашка» начала заметно сдавать позиции, а потому неподалеку от нее начали строить башню еще выше - Shanghai Tower - она будет самой высокой в мире после дубайского Бурдж-Халифа.
Одно из главных мест паломничества тысяч туристов – набережная реки Хуанпу, так называемый Бунд. Отсюда открывается эффектный вид на бизнес-сити на другом берегу. Смысловым центром композиции является причудливое здание шанхайской телебашни – ожившая картинка футурологов.



В Шанхае каждый год появляются новые произведения современной архитектуры, воплощаются новейшие инженерные разработки, трудятся лучшие архитекторы и дизайнеры со всего мира. Последние годы в городе наблюдается строительный бум – почти половина произведенного во всем мире бетона отсыпается в экономической столице Поднебесной.



От Бунда ведет знаменитая торговая улица Наньцзин, прозванная улицей №1 в Китае. Сегодня она являет собой яркие примеры оформительского искусства витрин и рекламных вывесок. В магазины можно не заходить – они такие же, как и во всех крупных городах мира – сетевой ритейл и глобализация не оставила искусным китайским торгашам здесь места.

Ночью Пудон, торговые улицы и весь новый центр города горят шикарной иллюминацией, поражающей даже гостей из передовых столиц мира. В результате Шанхай потребляет в 2 раза больше электроэнергии, чем целые прилегающие провинции.
В погоне за сегодняшним днем Шанхай использует самую современную транспортную систему. Здесь активно развивается сеть высокоскоростных железных дорог. Многие пригородные поезда здесь носятся со скоростью 300 км в час. А одно из последних достижений инженерной мысли человечества - поезд на магнитной подушке – развивает скорость больше 400 км в час. В итоге 30-километровая дорога из города в аэропорт занимает всего 7 минут

Правда, пока магнитная дорога служит лишь очередным аттракционом для туристов. До ее станции нужно добираться на метро, а в аэропорт, куда она ведет, можно добраться на том же метро, причем за гораздо меньшие деньги (билет на «маглев» стоит около 8 долларов).
Шанхайское метро, кстати, тоже может впечатлить - не только своим ультрасовременным дизайном и высокотехнологичным оснащением. Метрополитен развивается бешеными темпами: каждый год появляется десятки новых станций. Сейчас в подземном городе насчитывается 13 линий и проектируется еще несколько. Кстати, не доверяйте картам, взятым в информационных центрах и музеях, – новоиспеченные станции и переходы на них могут быть не обозначены.



Продуманная структура шанхайского метрополитена и множество переходов между ветками распределяют многотысячные потоки пассажиров довольно равномерно.

Практически нет пробок и на дорогах – многоуровневые эстакады, исполосившие весь город,неплохо справились с проблемой.



Насытившимся авангардом современности туристам есть возможность окунуться в атмосферу традиционного Китая в так называемом старом городе. Здесь сохранились кварталы 19 века, в том числе французские концессии, а так же некоторые постройки и сад Юй Юань 16 века.



Таким Шанхай вы увидите, если пробежитесь по основным туристическим маршрутам в течение двух-трех дней. Оставшись в этом городе чуть дольше, вы непременно встретите другой Шанхай. Новые районы и кварталы здесь вырастают как грибы после дождя, но в центре и многих старых районах еще сохранилась ветхая застройка прошлых времен.



Трудно сказать, кто здесь живет. Лачуги, заклеенные картоном и целлофаном, умывальники на улице, грязь и мусор наталкивают на мысль о нищете. Однако часто возле таких лачуг можно встретить вполне приличные автомобили. Да и говорят, что торговля чем ни попадя, которую хозяева лачуг организовывают прямо у себя на пороге, приносит им неплохую прибыль.



Эти кварталы быстро разрушают, на их месте строят высотные жилые дома, хозяева лачуг получают новые квартиры, хоть и на краю города. Но не все этому рады – торговать свежевыловленными кальмарами и свежими голубями на пороге квартиры уже не удастся.



Источник